Завязывайте с флудом, порежу.
Лучше почитайте.
Два кельтских персонажа...
...из калугинского "Рассказа Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу".
Главные герои, Ондатра и Птица, - авторские. Но два странных существа - волшебная Рыба и "витязь", которого видит прозревший, так сказать, Король-Ондатра, - это персонажи кельтской мифологии.
Что там про Рыбу?
"В недоброе утро узнал я от старца
О Рыбе, чей жир - колдовство..."
"Я рыбы отведал, и пали покровы..."
"Пою я о брате, зарезавшем брата
За Рыбу, чья пища - глаза..."
Теперь смотрим, кто такой кельтский лосось мудрости.
Во-первых, это такая специальная полезная рыба, которая обитает в некоторых волшебных источниках и дает необычайную мудрость, духовное зрение и прочие ценные дары тому, кто ее съест. Есть по меньшей мере две похожие истории на эту тему: валлийская о Гвион Бахе (отце великого барда Талиесина) и ирландская о Финне. Юный Финн по приказу своего наставника - и точно так же юный Гвион Бах по приказу богини Керридвен - сторожат жарящегося лосося мудрости с наказом ни в коем случае не есть от него ни кусочка. Но оба нечаянно нарушают запрет: обмакивают палец в жир волшебной рыбы и облизывают его, в результате чего обретают мудрость и колдовскую силу. (Финн легко отделался, а вот Гвион Баха, по одной из версий, рассерженная Керридвен догнала и слопала, из-за чего вскоре и родила Талиесина.)
Во-вторых, про глаза. Здесь явная традиционная ассоциация между духовным зрением (ясновидением, мудростью, прозорливостью) и физической слепотой (частичной, т.е. одноглазостью, как в истории Одина, или полной, как много-много где еще, от Тиресия до наших дней). За "второе зрение" приходится расплачиваться "первым". В образе кельтского лосося это тоже отражено. Н.С. Широкова в статье "Кельтские боги другого мира" пишет: "Одно из мест обитания этого мудрого лосося было в Эсс Руайд ("Водопад Руада"). ... Будучи одноглазым ("goll"), этот лосось назывался Голл Эсса Руайд". Так что волшебная Рыба явно питается тем, чего ей в супе не хватает
В третьих, кельтский лосось мудрости - это один из образов Дагды, всеведущего верховного бога ирландского пантеона.
Ну и, вдобавок, это Финтан, Белый Старец. Персонаж "Книги захватов Ирландии", муж Кессаир (внучки Ноя) - предводительницы второй волны завоевателей Ирландии. Из всех людей, пришедших в Ирландию с Кессаир, всемирный потоп пережил только Финтан, превратившийся в лосося. Он провел год под водой в пещере (которую потом назвали "Могила Финтана"), а после потопа прожил еще 5500 лет, превращаясь то в лосося, то в орла, то в ястреба, то еще в каких-то животных. Когда крестили Ирландию, Финтана поймали, и он рассказал много всяких мудрых историй.
* * *
Далее, что там про Витязя?
Три зрачка горят на глазе, перевернутом вовнутрь...
...и горят четыре зрака на глазу, что зрит вовне...
По вот этим вот причудливым глазам однозначно опознается Кухулин: "Семь зрачков было в королевских глазах его, четыре в одном глазу и три в другом".
Очень странный мистический Кухулин, да. Что он здесь делает, спрашивается?
А вот что.
"Кто шестом коснулся неба, кто шестом проник до дна?"
Такой вот намек на один чудесный боевой прием, которым Кухулин владел в совершенстве, а именно - "прыжок лосося": "бег по копью с выпрямлением тела на острие и геройским прыжком".
Но главное - здесь же намек на знаменитый Бой-у-Брода, поединок Кухулина с его лучшим другом и побратимом Фер Диадом. Бой длился три дня, силы противников были почти равны, но в конце концов Кухулин сразил друга, пальцами ноги метнув в него копье из-под воды. Очень грустная история, поскольку убивать Фер Диада он совсем не хотел - но пришлось из политических соображений.
Так что Короля-Ондатру преследует призрак такого же братоубийцы, как и он сам.
* * *
Ну и в заключение о символике строк
Брат мой, крест твой в круге
Брат, круг мой объял крест
Брат мои, крест мой в круге
Брат, круг твой объял крест
Брат мой!
Крест в круге - это, собственно, кельтский крест
)
Но в более общем виде круг - вечность и вечная жизнь (в духе, очевидно), крест - материальный мир. (Кстати, из этого символа потом развились розенкрейцерские Роза-и-Крест: Роза Духа, распятая на Кресте Материи.)
Что касается чередования образов в этих строках.
Во-первых, это та же "инь-янская символика", что и строфой выше:
Брат мой, плащ твой черный
Брат мой, стан твой белый
Брат мой, плащ мой белый
Брат мой, стан мой черный
Во-вторых, с одной стороны, Птица символизирует Дух (Круг), а Ондатра - Материю (Крест); с другой - Король-Ондатра обретает духовную-магическую силу (Круг), а Властитель Птиц оказывается жертвой (Крест, "распятость" Духа в Мире); с третьей - Ондатра тоже оказывается жертвой собственного "прозрения", и его итоговое состояние - опять-таки крест в круге.