Падла писал(а):
Я никогда их до конца не понимал. Очень хотелось бы подискутировать на эту тему.
...
Вопрос только - как найти общий язык, как понять их, кардинально не поменяв при этом свою систему координат?..
Что скажете?
Я, как человек очень симпатизирующий монархии, с удовольствием подискутирую. Давай определимся с начальными посылками и будем рассматривать различные типы организации общества с точки зрения их близости к идеалу.
1. Будем считать, что понятие закона лежит в фундаменте любого идеального общества. Дальше над законом может надстраиваться все, что угодно.
2. Власть, как таковая, не является институтом, формирующим общество. Общество само организуется, воспринимая власть как антагониста.
Об этой посылке можно подробно почитать вот тут:
часть 4 и
часть 5. Статьи длинные, но содержат оч. интересные мысли:
Цитата:
"...Власть не является источником порядка, как она сама себя рекламирует. «Порядок и дисциплина» возникают как реакция на угрозу, которую представляет собой власть. В дальнейшем власть, впрочем, присваивает себе порядок как ценный ресурс."
Цитата:
"...Власть возникает как угроза (например, угроза завоевания — ожидаемого или уже состоявшегося). Однако, эта угроза вынуждает людей сплачиваться ради её отражения. Это состояние сплочённости, основанное не на родственных связях, а на банальном инстинкте самосохранения, оказывается чрезвычайно полезным: благодаря таким благам, как дисциплина, чёткое разделение обязанностей, и так далее".
Но цель любой власти установить координаты, в рамках которых происходит борьба общества с властью, т.е. установить направление самоорганизации. Грубо говоря, доступные способы смены власти и есть те рамки, в которых происходит самоорганизация общества.
Классическая демократия. Смена власти осуществляется всенародным голосованием. Это означает, что максимум голосов получит тот, кто сумеет максимуму людей навязать свои ценности. На практике это означает:
- игра на низменных интересах людей;
- формирование общественного мнения на основе красивой обертки и рекламных технологий;
- максимальное распыление правды и воспринятие людей как винтиков общей машины.
Более того, принятие решения большинством означает на практике отсутствие какой-либо ответственности за принятое решение.
Монархия. Во главе государства стоит монарх. Его окружает дворянство. Смена власти осуществляется в рамках дворянских дворцовых переворотов. Поэтому для монарха особенно важны верные люди. Значит ценными становятся такие понятия как честь, верность, доблесть. Монарх является монархом только в своем государстве. Он не может быть человеком мира, как при демократии. Отсюда ценными вещами становятся преданность Родине, понятие службы и т.д. Более того, любой человек может сравнится с монархом, став королем в своей области.
Т.е., резюмируя, рамки, в которых происходит борьба общества с властью требуют от людей достаточно высоких моральных качеств.
И еще один момент. Когда рассуждаем о монархии, не следует путать ту гротескную картину, которая у нас сложилась по книжкам, фильмам и т.п. Нужно рассуждать в рамках основных принципов монархии, которая даже у нас сейчас вполне распространена. К примеру, сейчас любой университет или институт -- это пример классической монархии. Во главе ректор, часто пожизненно. Ученый совет -- это дворянство. Студенты -- это граждане. Теоретически, каждый студент может стать ректором. Но для этого ему нужно хорошо учиться, поступить в аспирантуру, защитить диссертацию, стать профессором и т.п.